Литературная ролевая игра Лилии и дрозды - последние годы правления Генриха III Валуа
 
ФорумФорум  ПоискПоиск  Последние изображенияПоследние изображения  РегистрацияРегистрация  ВходВход  



Господа,
данный форум на сегодняшний день находится в "спящем" режиме.
Желающих принять участие в литературной ролевой игре
приглашаем на ресурс Game of Thrones.
С уважением, Gall.




 

 Коротко

Перейти вниз 
АвторСообщение
Gall
admin
Gall



Коротко Empty
СообщениеТема: Коротко   Коротко EmptyСб 18 Дек - 10:09:57

Искусство эпохи Возрождения
Первой характерной чертой Возрождения было превознесение изобразительного искусства и ручного мастерства перед пассивным и абстрактным созерцанием. Правда, живопись, скульптура, архитектура и музыка процветали на всем протяжении средних веков. Они являлись посредниками при передаче многих технических приемов древнеклассических времен, в частности в области химии и металлообработки. Однако они использовались как вспомогателыные средство скромными ремесленниками или монахами, состоявшими на службе церкви и, гораздо реже, на службе рыцарства.
Общественное и экономическое значение художественного мастерства (art) в эпоху Возрождения было, однако, совсем иного порядка. На искусство (art), особенно на живопись, не только расходовалось значительно больше средств, чем раньше, но и впервые за все время искусство начали ценить само по себе. Мастера-художники шли на службу к купеческим монархам повсюду, где процветало это искусство—сначала в Италии, затем в Бургундии, Фландрии и Верхней Германии. Существовала ненасытная потребность в более выразительных и броских формах, которые служили бы фоном для нового стиля жизни богачей. Вместе с тем улучшилось положение мастеровых-художников; в большинстве итальянских городов создавались студии, которые были одновременно университетами и лабораториями. Само художественное мастерство, продолжая оставаться традиционным, стало сознательным и научным. Мастеровые-художники ставили перед собой новые задачи и находили новое материальное и интеллектуальное их решение. Ни в какое другое время в истории человечества изобразительное мастерство не имело такого большого влияния на развитие науки, и, вероятно, не случайно, что этот интерес к такому мастерству совпал с самым началом важнейшего преобразования в истории науки
Перспектива и способность воображения
Мастера-художники помогали упрочению науки в основном тем, что они развивали способность воображения и умения изображать перспективу, пробуждали интерес к природе и, в частности, к анатомии человеческого тела, применяли свои силы в гражданском и военном деле. Леонардо да Винчи делил свое время между всеми этими областями искусства, и хотя он был величайшим мастером, однако, он не мог бы один все это сделать.
Первым манифестом эпохи Возрождения был «Trattato della Pittura» («Трактат о живописи».—Перев.) Леона Баттиста Альберти (1404—1472), написанный им в 1434 году. Альберти происходил из зажиточной семьи, высланной из Флоренции по политическим мотивам. Тем не менее он не гнушался посвятить себя художественному мастерству или учиться у рабочих-ремесленников. «Он учился у всех, расспрашивая кузнецов, строителей, корабельных мастеров и даже сапожников, чтобы выведать какой-либо необычный прием или секрет знакомого им ремесла, и часто даже прикидывался невеждой, чтобы выявить искусность других». Он был одним из первых сторонников формальной перспективы, изобретенной Брунеллески в начале XV века. Главную цель живописи Альберти видел в изображении в двух измерениях фигур, имеющих три измерения. В соответствии с этим он требовал от всех художников досконального знания геометрии и прибегал к помощи оптических пособий, таких, как «камера-обскура»—для ландшафтов,и прямоугольной системы осей координат— для нанесения поля зрения. Основная метрическая концепция трехмерного пространства почти интуитивно стала в эпоху Возрождения—благодаря осуществлению этой программы такими художниками, как Мазаччо, Пьеро делла Франческа и Мантенья,—чуть ли не общепринятой.
Называя живопись наукой, Леонардо да Винчи только выражал господствовавшую в то время точку зрения. В своем трактате о живописи, опубликованном вместе с его «Paragone», он категорически утверждает:
«Наука живописи распространяется на все цвета поверхностей и на фигуры одетого ими тела, на их близость и отдаленность с соответствующими степенями уменьшения в зависимости от степеней расстояния. Эта наука—мать перспективы, т. е. (учения) о зрительных линиях».
В своем ответе тем, кто осуждал живопись как нечто полумеханическое, Леонардо да Винчи возражает, прямо противореча Платону (стр. 105):
«…и астрология и другие (пауки) проходят через действие рук; по сначала они являются умозрительными, как и живопись, которая первоначально находится в душе своего зрителя и не может достигнуть своего совершенства без действия рук. Сначала установим научные и истинные основания живописи… каковые уразумеваются только сознанием, без работы рук. И это—та наука живописп, которая остается в сознании размышляющих о ней. От нее родится потом действие, много более достойное, чем названное выше размышление или наука»11 и.
Природа и человек
Возрождение явилось периодом торжества движения реализма в искусстве. Древнеклассическое и даже еще в большей степени византийское искусство сосредоточивало свое внимание на идеальных формах и достижении эффекта с помощью традиционного символизма. Уже в средние века образы, взятые из природы, вроде листьев или животных, начинают вкрадываться в картины в виде второстепенных деталей. В эпоху Возрождения этот реализм распространяется также и на изображение центральных фигур картин—людей. Все это требовало самого тщательного наблюдения природы в ее естественном состоянии—гор, скал, деревьев, цветов, зверей и птиц—и таким образом заложило основы геологии и естественной истории, которые с тех пор перестали выводиться из книг с помощью и логики. Но в первую очередь это реалистическое направление требовало знания анатомии самого человека для понимания механизма жестов и выражений. Искусство Возрождения не было пи импрессионистским, ни формалистическим. Альберти призывал живописцев рассматривать в человеческой фигуре кости, затем соединяющие их мускулы и только в последнюю очередь—облекающее фигуру одеяние. Леонардо пошел в своей практике и наставлениях еще дальше. От изображения статической фигуры он перешел к динамичной, значит—к физиологии и динамике. Изображение движущихся людей или животных было для него лишь вспомогательным средством для выражения духа, или души, одушевляющей это движение. Все это требовало глубокого изучения анатомии мозга и внутренних органов, в изображении которых Леонардо оставался непревзойденным мастером. Новая анатомия, приведшая к открытию Гарвеем кровообращения, была столь же многим обязана мастерам-художникам, как и врачам.
Медицина эпохи Возрождения
Целесообразно рассмотреть здесь и важнейший вклад эпохи Возрождения в биологические учения, в центре внимания которых стояла медицина. Медицинские факультеты итальянских университетов представляли собой выдающееся исключение из царившей в этих университетах общей бесплодности и обскурантизма. В частности, медицинский факультет Падуанского университета имел наилучшую репутацию и привлекал к себе самые блестящие умы. Это не оказало особо существенной помощи развитию медицинской практики, ибо должны были пройти еще века, прежде чем химия и биология были настолько изучены, чтобы наука могла эффективно применяться в борьбе с болезнями. Однако эти медицинские факультеты сыграли огромную роль в развитии естествознания.
Итальянские врачи и множество иностранных студентов, приезжавших в Италию для изучения медицины, вовсе не изолировались. Они свободно общались с мастерами-художниками, математиками, астрономами и инженерами. По сути дела, многие из них сами занимались некоторыми из этих профессий. Так,например,Коперник получил образованней практиковал как врач, будучи, кроме того, администратором и экономистом. Именно эти связи придавали европейской, в частности итальянской, медицине характерный для нее описательный, анатомический и механистический уклон. Человеческое тело расчленялось на части, изучалось, измерялось, описывалось и объяснялось как исключительно сложная машина. Объяснения эти были слишком элементарными; о большей части того, что мы знаем сейчас о функциях или истории эволюции органов человеческого тела, в то время не догадывались, да и не могли догадываться. Тем не менее новые анатомия, физиология и патология—последними двумя терминами мы обязаны великому французскому врачу Жану Фернелю (1497—1558),— по существу своему современные, были основаны на непосредственном наблюдении и опыте; оковы классического авторитета и магической традиции начинали разрушаться.
Эта работа по созданию новых наук нашла свое конспективное выражение в великом труде Андрея Всзалия «De Humani Corporis Fabrica» («О строении человеческого тела».—Перев.), содержащем наиболее полное описание всех органов тела. И все же созданная Галеном классическая картина человеческого тела все еще серьезно не критиковалась,и полезная анатомия продолжала служить вредной физиологии. Тем не менее основанной Андреем Везалием в 1537 году в Падуе школе предстояло выпустить несколько поколений анатомистов—предшественников Гарвея. Везалий стал лекарем императора Карла V. Соперник этого последнего, Франциск I Французский, имел в качестве врача человека, который во многих отношениях был полной противоположностью Везалия,—Амбруаза Паре (1510—1590). Это был настоящий ремесленник, необразованный, писавший на разговорном французском языке о том, что видел своими собственными глазами и делал своими собственными руками. Он революционизировал методы лечения ран, в частности огнестрельных, ставших столь обычными в смертоносных войнах того времени.
Вернуться к началу Перейти вниз
https://fleur-de-lis.forum2x2.ru
 
Коротко
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Коротко о костюмах

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Литературная ролевая игра Лилии и дрозды :: Город мастеров :: Библиотека :: Читальный зал :: Медицина-
Перейти: